Многие слышали, но не понимают

Словосочетание "облачные вычисления", безусловно, на слуху у многих потенциальных пользователей, однако уровень осведомленности и понимания самой технологии зачастую весьма разнится. По словам руководителя направления департамента сетевой интеграции ГК "ЛА-НИТ" Андрея Маркелова, некоторые, говоря об "облаках", имеют в виду только публичные "облака" или только SaaS, а многие считают "облачные" вычисления синонимом виртуализации. Если говорить о готовности российского бизнеса к "облачным" вычислениям, то необходимо отметить следующее: большинство новых центров обработки данных, которые сейчас строят заказчики, - виртуализированные, а виртуализация - первый шаг в сторону частного "облака".
"Уровень осведомленности реальных и потенциальных пользователей "облачных" технологий всегда соответствует уровню предложений", - продолжает тему Шамиль Шакиров. Так, проведенное компанией "Ай-Теко" исследование, например, показало, что почти 25% ее клиентов готовы переходить в "облака".
"К сожалению, приходится констатировать, что уровень осведомленности пока невысок, - говорит Вячеслав Медведев. - Что-то об "облаках" слышали все, но мало кто пока всерьез рассматривает использование внешних "облаков" или развертывание частных". Однако эксперт отмечает рост интереса к технологиям построения частных "облаков" у крупных заказчиков.
Основная масса представителей российского бизнеса готова сейчас, по словам Александра Димченко, только к пилотным проектам с целью получить практический опыт применения "облаков" и свое собственное понимание их возможностей.
"Несмотря на существенный поток публикаций на эту тему, большинство потенциальных пользователей пока не очень точно представляет себе, что означает термин "облачные вычисления", - констатирует Алексей Тарасенко. - По сути, это концепция или новая ИТ-модель, которая позволяет получать что-то (вычислительную инфраструктуру, программную платформу или приложения) как услугу посредством Интернета. Однако, несмотря на все положительные моменты, потенциальные заказчики все еще относятся с недоверием к "облачным" технологиям".
"Одна из проблем заключается в том, что, несмотря на обкатанность "облачной" методологии и технологии на западном рынке, понимание того, как создавать "облака", находится у нас пока в зачаточном состоянии, - говорит Борис Финкельберг. - То же самое касает-ся инфраструктуры, в которой должны работать такие решения". Против работает менталитет, не позволяющий отдавать на обработку сторонним компаниям важные данные, и отсутствие сложившихся процедур разрешения конфликтов в случае повреждения, утери или хищения информации.
А вот Антон Жбанков, напротив, считает, что российские бизнес-пользователи на удивление хорошо осведомлены о возможностях и активно ищут адекватных предложений от сервис-провайдеров. Но зачастую получают от провайдеров ценник такого размера, что лишь пожимают плечами и продолжают наращивать собственные ЦОДы. С одной стороны, все вполне понятно, в российских условиях провайдер пытается отбить затраты максимально быстро и по максимуму же вложить риски в ценник, не желая делить их с клиентом. Что характерно, гарантий качества предоставлять провайдеры при этом не желают. Антон Жбанков приводит такой пример: один известный "облачный" провайдер гарантирует доступность сервиса лишь на 99,85% (более 13 часов простоя в год), а максимальный штраф за превышение простоя определяет как 40% от стоимости услуги. Услуга может не предоставляться, например, двое суток подряд, а заказчик всего лишь получит небольшую скидку при оплате в текущем месяце.