Как правильно подбирать запросы для продвижения сайта?

Как правильно подбирать запросы для продвижения сайта?

Подбор поисковых запросов – что может быть проще!

Оптимизатор кидает беглый взгляд на сайт клиента, после чего вводит несколько фраз в сервис Яндекса wordstat.yandex.ru, затем добавляет еще одну колонку –стоимость раскрутки того или иного запроса пропорционально сложности, и все это отправляется клиенту на утверждение.

Казалось бы, все просто и понятно, к тому же так работает добрая половина SEO компаний. Более того, у многих участников бизнеса расчет стоимости продвижения сайта (а вместе с ним и подбор запросов) осуществляется бесплатно! Разве может качественное быть бесплатным? Все бы ничего, но в ходе дальнейшего продвижения используется этот же список запросов, подобранный на скорою руку. Именно при таком подходе создаются слабоэффективные, рекламные кампании.

 

Яндекс показывает реальную частотность поисковых запросов?

Популярное заблуждение: многие оптимизаторы сами в это верят, многие знают что это не так, но не объясняют заказчикам – а те не горят желанием разобраться. Считается, что продвижение сайта это услуга, подобная такси: заплатил - везите. Это совсем не так, отличие от аналогии с такси в том, что

сайт это продолжение коммуникаций клиентского бизнеса в интернете.

Хотя и в этой аналогии есть интересный момент: неплохо бы точно убедиться, что таксист понял куда именно ехать. Точно так же и с подбором запросов.

Итак, сервис подбора запросов wordstat.yandex.ru изначально создан для системы контекстной рекламы, поэтому он отображает число показов рекламного объявления в системе яндекс.директ. Связь с поисковыми запросами посетителей Яндекса конечно есть, но совершенно не в том виде, как это представляют большинство пользователей.

Рассмотрим пример, запрос  «эффективный сайт» тематики раскрутка сайтов.

 

По цифре, указанной справа большинство оптимизаторов отнесет его к разряду среднечастотных, неплохих запросов. В то же время, нажав на кнопку «Помощь» в правом верхнем углу системы wordstat мы видим интересную вещь, позволяющую нам глубже понять суть работы этого  сервиса:

 

Оператор «» (кавычки). Позволяет учитывать в подсчете показы только по этому слову (фразе) и всем его словоформам, и не учитывать показы по запросам, содержащим словосочетание с заданным словом. Например, при запросе «камин» будут учтены показы по словам «камин», «камину» и.т.д., но не по словосочетанию «решетка для камина».

 

Оператор «!» . Позволяет учитывать слова в запросе точно в указанном написании. Может использоваться для исключения ненужных форм при подсчета статистики (к примеру, кий -!киев или !кий).

 

Вот это да! Оказывается, когда мы вводили запрос «эффективный сайт», то яндекс действительно рассчитал нам число показов объявления в системе контекстной рекламы, а совсем не число поисковых запросов пользователей. А вот добавив оператор «кавычки», можно узнать у сервиса более реальные данные:

 

Т.е. частота запроса именно по указанной фразе, со всеми её словоформами куда меньше чем 1960, на самом деле всего лишь 42! Но это еще не конец, добавим еще один оператор «!» что бы узнать, сколько раз пользователи запрашивают точную фразу, именно в таком виде:

 

Ответ сервиса – всего 34. Т.е. за месяц этот запрос в яндексе пишут всего 34 пользователя, причем они некоторым образом распределяются на всю поисковую выдачу, так что можно с уверенностью предположить, что на конкретный сайт зайдет не более 5ти человек – за весь месяц. Подобное можно проделать с любым поисковым запросом и с удивлением обнаружить, что его реальная частота куда меньше цифр, выдаваемых сервисом по прямому запросу.

Это означает, что число переходов на Ваш сайт по конкретной фразе будет куда меньше ожидаемого.

Кругом обман? На самом деле это нельзя считать махинацией со стороны оптимизаторов, т.к. по «высокочастотной» или «среднечастотной» фразе (теперь, мы с Вами уже знаем, что эти термины имеют с реальностью мало общего) на сайт действительно зайдет куда меньше посетителей, чем того хотелось клиенту продвижения. Однако, в процессе раскрутки этой фразы в ТОП должно подняться куда больше производных, низкочастотных запросов, по которым потянется основной трафик. Здесь может появиться логичный вопрос:

стоит ли платить за «высокочастотные» дорогие слова, когда по ним на самом деле на сайт зайдет не так много посетителей?

Об этом дальше…

 

Какие запросы выбирать?

На стадии подбора запросов большинство оптимизаторов рассчитывают рекламную кампанию клиента исходя из своих предполагаемых расходов, сложности продвижения по той или иной фразе. Большинство процессов автоматизировано, все происходит довольно быстро, клиент сходу получает рассчитанное коммерческое предложение в виде таблички с частотностью запросов и ценами на них. В первой части статьи мы уже уяснили, что частотность запросов это некая условность, теперь настало время объяснить загадки ценообразования.

Как показывает практика, клиент на этом этапе мало чего понимает, единственный параметр, который ему чем-то знаком и близок это цена вопроса: итоговая стоимость продвижения либо стоимость раскрутки отдельного поискового запроса. А ведь проектирование и создание рекламной кампании это как фундамент – уж где-где, а здесь стоило бы разобраться до конца, уделить этому день, два, если нужно неделю, но никак не оставлять все на милость оптимизатора: как уже было  сказано, у большинства компаний процесс подбора запросов автоматизирован. Надо иметь ввиду, что соответствующее отношение клиента к формированию рекламной компании, является однозначным прощением всех возможных ошибок и неудач оптимизатора.

Так что же было упущено?

Принципиальных моментов несколько.

Оптимизаторы недостаточно вникают в специфику бизнеса клиента, поэтому процесс подбора запросов происходит поверхностно.

Без реального общения с клиентом, попытки понять специфику бизнеса, выделения целевых аудиторий, оптимизатор не сможет правильно построить рекламную кампанию.

Он должен на время запуска рекламной кампании стать Вашим подчиненным, быть в курсе всего, отлично представлять  все коммуникации Вашего бизнеса в реальной ее жизни.

При заказе продвижения сайта через Интернет или по телефону, создать эффективную рекламную компанию практически невозможно.

Выглядит слишком сложно? В этом есть один плюс: Ваши конкуренты скорее всего так же не стали углубляться, подумали: будь что будет.

Запросы должны отражать специфику бизнеса.

Подход оптимизатора: "чем сложнее вывести в ТОП, тем дороже" на самом деле далек от того, что нужно клиенту. Со стороны заказчика продвижения более правильным будет другое: чем нужнее, тем дороже.

Приведем пример, возьмем тематику «счетчиков воды» и четыре предполагаемых для продвижения коммерческих поисковых запроса. Практически любая SEO компания, при расчете стоимости продвижения укажет примерно следующую расстановку цен:

 

Ключевое слово

Частотность

Цена

Счетчик воды

193858

5000

Установка счетчика воды

36620

3000

Производство счетчиков воды

405

200

Счетчик воды оптом

354

150

 

Параметр частотность мы уже обсудили в первой части статьи, проведя через упомянутые фильтры «кавычек» и «восклицательного знака», мы получим совсем иные цифры, но это даже не главное, хотя что бы закрепить материал первой части статьи, приведем табличку с «правдивой» частотностью тех же поисковых запросов:

Поисковые запросы с учетом словоформ (падежы, окончания):

 

Ключевое слово

Частотность

Цена

"счетчик воды"

15545

5000

"установка счетчика воды"

9204

3000

"производство счетчиков воды"

81

200

«счетчик воды оптом»

89

150

 

Точные поисковые запросы, именно в указанном виде:

 

Ключевое слово

Частотность

Цена

"!счетчик !воды"

1472

5000

"!установка !счетчика !воды"

240

3000

«!производство !счетчиков !воды»

51

200

«!счетчик !воды !оптом»

7

150

 

Даже не верится. Стоит заметить, что частотность изменилась, а цена продвижения осталась прежней. Оптимизаторы, когда рассчитывали стоимость, смотрели совсем на другие параметры.

Надо ли переплачивать за дорогие запросы?

У каждого бизнеса есть свои нюансы, поисковые запросы должны это отражать в обязательном порядке – необходимо понимать, что

самым важным поисковым запросом является не тот, у которого больше частотность, а тот который идеально подходит под специфику бизнеса

и по таким запросам надо добиваться максимально возможных позиций.

Проанализируем табличку запросов уже с этой стороны:

  • «Счетчики воды оптом» и «производство счетчиков воды» - несмотря на маленькую "частотность", идеальные запросы для сайта производителя, рекламная компания которого нацелена на расширение сети первичных  и вторичных дистрибьюторов. Большинство сделок будут заключены именно с этим запросов, если обеспечить им достойные позиции.
  • Запрос «установка счетчика воды» - может быть полезен компании, занимающейся только установкой. Ни производителю, ни продавцу он не принесет клиентов, более того без необходимых материалов на сайте его будет очень сложно продвинуть.
  • Запрос «счетчики воды» довольно общий, прописывая подобный запрос в поисковики, люди имеют ввиду все что угодно: установка, цены, нормативные документы, модели  и т.п. Если средства на рекламную компанию ограничены, нет смысла увлекаться подобными общими запросами – эффективность вложенных средств будет много ниже ожиданий.

Однако, раскрутка типового сайта, предусматривает равный приоритет продвижения указанных запросов. Ни в договорах, ни в устном общении, большинство оптимизаторов не спрашивают клиентов о подробностях, этап подбора запросов максимально упрощен и автоматизирован. Клиенту лень вникать в этот процесс, оптимизатору лень учить клиента.

 

Резюмируя этот пример, выбор запросов – процесс очень глубокий и важный. Как правило, он даже выходит за рамки продвижения сайта компании и все ближе к теме маркетинга – правильный подбор поисковых запросов требует указания четких целей рекламной кампании в целом. В большинстве случаев этому уделяют слишком мало внимания, поэтому эффективность продвижения сайта получается заранее ограниченной, еще до момента когда раскрутка началась. Грустно, но дело обстоит именно так, ситуация с годами не почти не меняется.

 

Что же делать? Как быть?

 

Как не странно, все описанные неточности, упрощения и сомнительные моменты тарификации продвижения, происходят скорее по вине заказчика, чем оптимизатора. Часть клиентов раскрутки сайтов сами толком не понимают зачем им сайт, что они от него хотят и в какие сроки – о каком эффективном продвижении тут вообще можно говорить? Народная мудрость гласит: что посеешь, то и пожнешь.

Тем же клиентам, кто реально понимает важность Интернет-маркетинга, либо имеет огромное желание разобраться в его основах и заставить работать свой сайт на полную мощность, мы рекомендуем:

  • Выбирать оптимизаторов с индивидуальным подходом: если весь процесс раскрутки обговаривается и стартует по двум-трем телефонным звонкам, то хорошей эффективностью здесь и не пахнет, видимо упор сделан на простоту и скорость.
  • Обязательно встречайтесь с оптимизаторами лично, старайтесь объяснить им специфику бизнеса, чтобы максимально точно расставить приоритеты продвижения. Если вам отказывают в личном общении с менеджером или оптимизатором проекта, то вероятно процесс полностью автоматизирован, и именно вашим сайтом заниматься некому – это недобрый знак.
  • Не надо бояться, что углубленный индивидуальный подход к раскрутке сайта выйдет дороже. Оптимизаторам самим приятно, если клиенту сайт не безразличен, и он готов активно содействовать процессу – таким заказчикам хочется помочь чисто по-человечески и заодно показать весь свой профессионализм.
  • У каждого оптимизатора есть любимые и нелюбимые клиенты, со всеми вытекающими последствиями. Самый простой способ попасть в число любимчиков, это как раз показать, что вам не наплевать на сайт: активно участвовать в подборе поисковых запросов, расстановки приоритетов рекламной кампании, подготавливать тематические материалы в процессе раскрутки.

Так же стоит учитывать, что на самом деле хороший оптимизатор заинтересован в эффективности рекламной кампании клиента. В случае, если продвижение некоторых запросов окажется проблематичным и не уложится в отведенный срок, но в целом рекламная кампания будет успешной - клиент сохраняет лояльность. Он, как правило, продлевает договор и полностью оплачивает услуги продвижения, несмотря на формальные поводы платить меньше.